ПЕТРОНИЙ (Petronius) Гай (? - 66 н. э.) - римский писатель. В духе "Менипповой сатиры" роман "Сатирикон" ("Сатуры"), в комически сниженном плане рисующий нравы римского общества.
петроний гай
Энциклопедический словарь
Петро́ний Гай (Petronius) (? - 66 н. э.), римский писатель (имел прозвище «арбитр изящества»). В духе «Менипповой сатиры» роман «Сатирикон» («Сатуры»), в комически сниженном плане рисующий нравы римского общества. Заподозренный в заговоре, по приказу Нерона покончил с собой.
* * *
ПЕТРОНИЙ Гай - ПЕТРО́НИЙ (Petronius) Гай (? - 66 н. э.), римский писатель. В духе «Менипповой сатиры» (см. МЕНИППОВА САТИРА) роман «Сатирикон» («Сатуры»), в комически сниженном плане рисующий нравы римского общества.
Энциклопедия Кольера
ПЕТРОНИЙ Гай - или Гай Петроний Арбитр (Gaius Petronius Arbiter), римский писатель-сатирик и поэт, погибший, согласно Тациту (Анналы XVI 18), в 66 н.э. В своем труде Тацит дает замечательный портрет Петрония. Здесь рассказывается, как Нерон вынудил писателя покончить с собой, принеся Петрония в жертву ревности Тигеллина, наиболее беспринципного и властного из своих советников. Кроме того, Тацит сообщает, что Петроний составил себе репутацию праздностью и потаканием своим прихотям, что воспринималось окружающими не как развращенность, а как особая изысканность. Поэтому самые вольные высказывания и поступки Петрония воспринимались как должное, и в качестве личного друга Нерона он сделался его главным экспертом в вопросах вкуса и этикета (arbiter elegantiae). В то же время на посту проконсула Вифинии и римского консула Петроний доказал свои способности и в области общественных дел. Смерть Петрония, как и вся его жизнь, была свидетельством полной внутренней независимости: в качестве завещания он составил подробный перечень бесчинств Нерона, указав также имена участников его оргий. С достаточным основанием можно говорить о том, что описанный Тацитом Петроний и автор романа, известного под названием Сатирикон (Satyricon), - одно и то же лицо. От этого произведения сохранились лишь большие отрывки из пятнадцатой и шестнадцатой книг, однако они не дают возможности судить о том, чему был посвящен роман в целом и насколько хорошо отражают эти фрагменты содержание всей книги. В этих отрывках мы оказываемся свидетелями хаотических и непристойных похождений некоего Энколпия и его товарищей в городах южной Италии. Самый знаменитый эпизод описывает роскошное пиршество ("Пир Тримальхиона") в доме Тримальхиона, богатого вольноотпущенника. Поведение сотрапезников и их беседы производят еще более шокирующее впечатление, чем сам обед. В своих описаниях Петроний подражает Варрону, перемежая прозаический текст стихотворными строками. Так, желая сделать более ясной картину падения Трои, престарелый поэт Эвмолп декламирует 65 ямбических триметров, а позднее, обсуждая эпическую поэзию, декламирует 295 строк гекзаметра, посвященных гражданской войне, которые являются пародией на Фарсалию Лукана. Сам Энколпий, от лица которого ведется повествование, пользуется чистой латынью, однако многие персонажи вставляют в свою речь занятные жаргонизмы, и все в целом оказывается единственным в своем роде увлекательным повествованием (подчас ошеломляюще непристойным) о современных Петронию нравах. Хотя Петроний нигде не осуждает непристойность и вульгарность, вполне возможно, что цель автора состояла в том, чтобы показать читателям деградацию римского общества.
ЛИТЕРАТУРА
Петроний Арбитр. Сатирикон. М. - Л., 1924 (репринт 1990) Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний. Сатирикон. Апулей. Метаморфозы или Золотой осел. М., 1969 Античный роман. М., 1969 Античный плутовской роман. Л., 1991